ОУИ НБ МГУ № 862-1

О поступлении в университет в 15 лет, обучении бригадно-лабораторным методом и любви к поэзии

5 декабря 1983
Текст

Третья беседа с математиком Борисом Гнеденко имела необычный формат — это скорее небольшой план-набросок, в котором Гнеденко рассказывает о темах и людях, которым собирается посвятить следующие встречи. Тем не менее он успевает поделиться воспоминаниями о поступлении в университет и рассказать, как добивался разрешения поступать в 15 лет, как сдавал вступительные экзамены и чем закончилась его учеба. Так вместо пяти лет Гнеденко проучился три, а программа последних двух была уложена в три месяца — это называлось бригадно-лабораторный метод. 

В конце мы приводим единственный уцелевший фрагмент из следующей, четвертой беседы, в котором математик начинает свой рассказ о Саратовском университете. 


Аннотация

Рождение в семье землемера. Переезд в Казань. Мобилизация отца. Детские воспоминания о годах войны, Февральской революции. Гуманитарные интересы в первые школьные годы. Увлечение математикой. Попытка поступления в Кораблестроительный институт. Разрешение поступать в ВУЗ на общих основаниях в 15 лет. Блестящее прохождение вступительных испытаний. Обучение по ускоренной программе бригадно-лабораторным методом. Атмосфера музыки в доме детства. Уцелевший фрагмент из четвертой беседы

Дополнительные материалы

Одним из заметных явлений научной жизни конца 1910-х — начала 1930-х годов была Лузитания — неформальный кружок молодых математиков, сложившийся вокруг двух ярких ученых — Н.Н. Лузина и Д.Ф. Егорова. Из этого кружка выросла Московская математическая школа, ставшая главной в истории отечественной математики. Мы публикуем серию автобиографических интервью, в которых ведущие советские математики рассказывали о своей довоенной юности, науке и математическом творчестве, увлечениях.

676
Беседа записана 5 декабря 1983 и опубликована 24 августа 2016