В третьей беседе Наум Ихильевич Клейман вспоминает о знакомстве с вдовой Эйзенштейна – Перой Моисеевной Аташевой, которая посвятила свою жизнь разбору и публикации архива мастера. Мы узнаем об атмосфере в ее доме, который больше напоминал руины, чем жилье человека, о подругах вдовы, людях 1920-х, прошедших лагеря, но верящих в возможность справедливости. Киновед рассказывает, как можно помогать классикам и как официальная пропаганда создавала образ Эйзенштейна, что такое пейзаж в кино и музыкальная композиция фильма. Затрагивает рассказчик проблему нереализованности многих талантливых специалистов в СССР, вспоминает о том, как Симонов помог впервые выехать в капстрану,  как итальянский критик защищал в Москве фильм Феллини «Восемь с половиной» и привез двухтомник Леонардо да Винчи вдове Эйзенштейна, а книга потом побывала в фильмах Кончаловского, Тарковского и Норштейна.


Знакомство с вдовой Эйзенштейна Перой Моисеевной Аташевой. Увлечение фильмами Дзиги Вертова. Показ второй серии «Ивана Грозного» во ВГИКе. Первый визит к вдове Эйзенштейна. Встречи в ее доме с вдовами известных кинематографистов. Выбор темы курсовой и проблемы на кафедре. Интерес преподавателей ВГИКа к неопубликованным работам Эйзенштейна. Увековечение памяти Эйзенштейна. Издание его трудов. Образование эйзенштейновского кружка по предложению В.И. Кулешова. Обстановка во ВГИКе. Защита диплома и устройство на работу. Работа в «Госфильмофонде». Избрание комсоргом. Смерть Аташевой. Открытие Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна. Выезд за рубеж по поручительству К.С. Симонова. Поездки с выставками Эйзенштейна за рубеж.


Забрать беседу себе




2864
Беседа опубликована