С Дмитрием Жилинским нами была записана одна беседа, за два месяца до его кончины. Вероятно, это последнее интервью художника, признанного мастера второй половины ХХ века. 

Он ученик Павла Корина и Николая Чернышева, сосед и друг Владимира Фаворского. Его художественные и эстетические принципы во многом определили пути творческих поисков художников-семидесятников с их вниманием к пластическим задачам, почитанием художественных традиций и интересом к символу и метафоре.

В беседе художник рассказывает о жизни в коммуне близ Сочи, о раскулачивании семьи, аресте и реабилитации отца, расстреле деда, повторном аресте и расстреле отца, жизни семьи «врага народа». А следом — о немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны и мальчишеском «партизанстве».

В 1943 году Жилинский поступил в Строгановское училище, а затем, с курьезом и звонком, в Суриковский институт. Дмитрий Дмитриевич вспоминает о своем первом опыте работы в монументальной живописи — фреске «Каменный век» — и о принесшей ему известность картине «Гимнасты СССР». Выдающиеся события оттепели — выставка Пикассо в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и Американская выставка в Сокольниках мало повлияли на творческую судьбу Жилинского. «Я всегда оставался учеником своей школы», — говорил он.


О  М.А. Быковой, основавшей коммуну недалеко от Сочи. Знакомство деда и бабушки в этой коммуне. Отказ В.А. Серова приехать в коммуну. Арест отца и деда как кулаков. Расстрел деда. Разорение коммуны. Повторный арест отца в 1937 году как сына кулака. Жизнь с станице Апшеронская. Немецкая оккупация. О воровстве дизельного топлива у немцев. Переезд в Москву и поступление в станко-инструментальный институт и переход в МИПИДИ. О экзаменах в МИПИДИ. Учеба на факультете стекла. Перевод в Изо-институт благодаря протекции С.В. Герасимова. Переезд к В.А. Фаворскому. О своих фресках. Учеба у П.Д. Корина, А.М. Грицая. Работа председателем молодежной комиссии МОСХа. Молодежные выставки. О работе над картиной „Гимнасты СССР“. Получение сталинской стипендии сразу после отмененного отчисления. О важности для В.А. Фаворского понимания пространства. О своей 30-летней педагогической деятельности. Выставка Пикассо в Пушкинском музее, Фестиваль молодежи и студентов. Подготовка выставки "30 лет МОСХ». Работа в молодежной комиссии. 


Забрать беседу себе




3004
Беседа опубликована