ОУИ НБ МГУ № 183Б

Оптические эффекты и художественный образ в искусстве

20 апреля 1959
Текст
Close icon
Федор Платов. Автопортрет. 1929. Собрание Ю.М. Носова
Федор Платов. Автопортрет. 1929. Собрание Ю.М. Носова
Пабло Пикассо. Семья Арлекина. 1908
Пабло Пикассо. Семья Арлекина. 1908
Пабло Пикассо. Три танцора. 1925
Пабло Пикассо. Три танцора. 1925
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу. 1939
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу. 1939
Пабло Пикассо. Падение Икара. Роспись для&#160;<span class="nobr">штаб-квартиры</span> ЮНЕСКО в&#160;Париже. 1972
Пабло Пикассо. Падение Икара. Роспись для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. 1972
Федор Платов. Натюрморт
Федор Платов. Натюрморт
Сад&#160;Небамуна, около 1350 гг. до&#160;н.э. Фивы
Сад Небамуна, около 1350 гг. до н.э. Фивы
Анри Матисс. Раковина на&#160;черном мраморе. 1940. Фото: http://www.<span class="nobr">arts-museum</span>.ru
Анри Матисс. Раковина на черном мраморе. 1940. Фото: http://www.arts-museum.ru

В 1968 году В.Д. Дувакин записывал воспоминания Сергея Павловича Боброва ― поэта, критика и полемиста, одного из организаторов русского футуризма.

Во время записи в 1968 году Бобров передал Дувакину несколько катушек магнитофонных лент с собственным чтением, воспоминаниями и беседами. Одна из них ― с товарищем по объединению футуристов «Центрифуга», живописцем и поэтом Федором Федоровичем Платовым.

В воспоминаниях М.Л. Гаспарова о встречах с Бобровым есть замечательный фрагмент, где приводится беседа Гаспарова с Бобровым о Платове, а также описание встречи с самим Платовым: «Я сказал, что люблю конструкции Родченко. «Родченко потом был не такой. Я встретил его жену, расспрашиваю, она говорит: „Он сейчас совсем по-другому пишет“. Как? „Да, так, — говорит, — вроде Ренуара…“. А Федор Платов тоже по-другому пишет, только наоборот: абстрактные картины». Абстрактные в каком роде? «А вот как пришел ковер к коврихе, и стали они танцевать, а потом у них народилось много-много коврят». Федора Платова, державшего когда-то издательство «Пета» (от глагола «петь»), я однажды застал у Боброва. Он был маленький, лысый, худой, верткий, неумолчный и хорохорящийся, а с ним была большая спокойная жена. Шел 350-летний юбилей Сервантеса, и чинный Институт мировой литературы устроил выставку его картин к «Дон-Кихоту». Мельницы были изображены такими, какими они казались Дон-Кихоту: надвигались, вращались и брызгали огнем; это и вправду было страшно».

Федор Платов начинал как поэт и литератор. В 1915–1916 входил в футуристическую группу «Центрифуга». Выпустил книги афоризмов «Блаженны нищие духом» (1915), «Назад, чтобы истина моя не задавила вас» (1915), «Третья книга» (1916).

Затем стал художником: в 1917–1920 учился у И.И. Машкова и Л.О. Пастернака.

Участвовал в работе секции монументального искусства Инхука с оригинальными предложениями: например, предлагал создать в институте экспериментальную лабораторию, которая занималась бы «определением и выяснением количества энергии, необходимого для эмоциональной оценки произведения» (предложение было отвергнуто).

В 1920-е занимался цветомузыкой, увлекался музыкой А.Н. Скрябина.

Писал пейзажи, натюрморты, в основном работал акварелью. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме. Позже преподавал и имел персональные выставки.

В беседе с Бобровым Платов излагает свои взгляды на художественные приемы в мировом искусстве и искусстве XX века, подкрепляя их результатами собственных экспериментов. С одной стороны, можно иронизировать по поводу наивности некоторых из этих утверждений, с другой ― восхищаться той неколебимой твердости, с которой, спустя более 20 лет после обвинений в формализме, эти люди продолжали хранить верность своим художественным принципам.


Аннотация

Стереоскопия. Срощенные образы. Их сращивание в сознании и рождение объединенного зрительного образа. Эксперименты Платова в этой области.Примеры из области искусства: Пикассо, разбор отдельных произведений. Примеры художественной перспективы в египетском, ассирийском искусстве, у Матисса и Сезанна. 

1889
Беседа записана 20 апреля 1959 и опубликована 9 августа 2017