Известный галерист и коллекционер Петр Новицкий рассказывает о судьбоносном наследстве, полученном после смерти отчима: двадцать пять квадратных метров нежилого помещения позволили открыть в 1977 году первую в Польше частную галерею, которая стала не только местом независимых выставок во время военного положения, но и создала негосударственный рынок искусства в Польше. Новицкий вспоминает о первой поездке в Москву в 1987 году, знакомстве с нонконформистами и организации многочисленных выставок российских художников. 

Как коллекционера Петра Новицкого интересует не только авангардное искусство. «Прелесть его коллекции именно в том, что там есть и соцреализм, и современное искусство, – говорит Борис Жутовский. – И виден такой взаимопереход, видно не развитие, а «избавление от» и «впадение в»». Сам же Новицкий комментирует это так: «Я увидел, что одновременно в России, кроме тех, которых я встречал, которых теперь мы называем «нонконформистами» и «вторым авангардом», или «шестидесятниками», что, кроме них, еще было официальное направление: художники-академики, реалисты и так дальше — соцреалистические картины… Если показывать — значит все. Все можно сделать, это уже дело кураторов и тех, которые показывают. Для меня базовым было то, что они работали в то же время, параллельно. То, что они не дружили, что у одних были мастерские, у других — подвалы, — это тоже надо объяснить».


Жизнь в послевоенной Польше. Занятия родителей. История рода и семьи. Бабушка-дворянка. Возвращение дедушки-офицера из России в 1920 году. Участие бабушки в воспитании. Проблемы в школе и «клуб двоечников». Увлечение Марселем Прустом. Выбор будущей профессии и жизненного пути. Проблемы с поступлением в Варшавский университет. Волонтерство в Национальном музее. Поступление в университет в Торуне, перевод в Варшаву. Окончание университета и подготовка к отъезду во Францию. Наследство отчима. Смерть родителей. Работа в Национальном музее: уникальная атмосфера и невозможность самореализации. Открытие частной галереи. Появление рынка искусств. Обстановка в Польше в конце 1980-х. Отношение в семье к религии. Создание Польского фонда современного искусства в 1985 году. Начало сотрудничества с российскими художниками. Выставка «Фурманный переулок». Польские журналы об искусстве. Выставка «Варшава — Москва». О поездке К.С. Малевича в Польшу. Об отношении в Польше к авангардному искусству в 1910-е1920-е годы. Выставка «За железным занавесом». Ситуация с выставками в 1950-е1960-е годы. Квартирные выставки в Москве. О своей коллекции и отношении к соцреализму и академистам. О задумке создания польского музея частных коллекций. Строительство Дома Керета, самого узкого дома в мире. О современном искусстве и политике.


Забрать беседу себе




390
Беседа опубликована