ОУИ НБ МГУ № 1599

О своем деде, литологической дискуссии и студенческом геологическом кружке «Петрограф»

22 мая 2013
Текст

В первой беседе Павел Васильевич рассказывает о нескольких поколениях русской и армянской ветвей своего рода. Центральной фигурой повествования становится знаменитый дед ученого, Павел Флоренский — исследователь, священник и богослов, расстрелянный в 1937 году после продолжительного заключения в советских лагерях. Для рода Флоренских характерен глубокий уровень идейной и профессиональной преемственности — сам Павел Васильевич геолог в четвертом поколении, получивший от семьи не только христианскую веру и систему ценностей, но и задел научной работы: многое в его трудах и трудах отца представляет собой развитие идей, сформулированных в лагерных письмах деда.

Рассказ ученого постоянно возвращается к его герметичной и самодостаточной семье и ее окружению: Павел Васильевич вспоминает о сложных отношениях с учениками отца и подробно рассказывает о литологической дискуссии конца 1940-х годов, в ходе которой «стенка на стенку» схлестнулись научные школы Н.М. Страхова и Л.В. Пустовалова (со второй был тесно связан В.П. Флоренский).

Павел Васильевич — уважающий себя и своенравный, порой резкий в суждениях человек — носитель дореволюционной интеллигентской традиции, сбереженной несколькими поколениями его рода.


Упоминания

Аннотация

О прадеде А.И. Флоренском, участнике Кавказской войны, и прабабушке-армянке. Отношение в семье к Кавказу. Кураторство кавказских студентов в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Работа прадеда дорожным инженером. О Тифлисе. Семья прадеда, стремление дать образование детям. Естественнонаучные и исторические увлечения деда, П.А. Флоренского. Обращение П.А. Флоренского к религии. Влияние Г.Н. Гехтмана на будущих русских религиозных философов. Учеба П.А. Флоренского на физико-математическом факультете Московского университета, общение с Н.Н. Лузиным. Помощь И.В. Сталина Лузину. Учеба Флоренского в Московской духовной академии. О бабушке, А.М. Флоренской. Аресты П.А. Флоренского и их влияние на его сына, В.П. Флоренского. Учеба отца на геологическом отделении университета. Кружок «Петрограф». Отношение П.А. Флоренского к В.И. Вернадскому. О В.А. Зильберминце. Занятие отца петрографией осадочных пород в Нефтяном институте. Переписка отца и деда о геологии. Ученики В.П. Флоренского. О происхождении матери. Детство в Загорске. Жизнь в Загорске во время войны. Учеба в школе, увлечение геологией. Поездки с отцом на Военно-Грузинскую дорогу. Кружок юных биологов зоопарка. Институтские годы. Работа по картированию северного района Китая. О Л.В. Пустовалове. Дискуссия Л.В. Пустовалова и Н.М. Страхова. Разработка атомной бомбы. Лекции Пустовалова. Работа на кафедре петрографии Нефтяного института. Отношения между сотрудниками кафедры, влияние Т.А. Лапинской. О кружке «Петрограф». Об отношениях со студентами и своей преподавательской работе. О своих учениках.

1839
Беседа записана 22 мая 2013 и опубликована 7 апреля 2014