ОУИ НБ МГУ № 1571

О поисках денег для журнала  «А — Я», о выставках советского подпольного искусства и обвинениях в связи с спецслужбами

10 апреля 2013
Текст
Close icon
Части
Close icon
Обложка 4 номера журнала «А — Я» (1982)
Обложка 4 номера журнала «А — Я» (1982)
Обложка 5 номера журнала «А — Я» (1983)
Обложка 5 номера журнала «А — Я» (1983)
Игорь Шелковский, Франциско Инфанте и его знакомая в мастерской Шелковского в Эланкуре. Август 1980 г.
Игорь Шелковский, Франциско Инфанте и его знакомая в мастерской Шелковского в Эланкуре. Август 1980 г.
Задняя обложка 5 номера журнала «А — Я» (1983). Работа В. Комара и А. Меламида «Сталин и музы» (1981—1982)
Задняя обложка 5 номера журнала «А — Я» (1983). Работа В. Комара и А. Меламида «Сталин и музы» (1981—1982)
Обложка 6 номера журнала «А — Я» (1984)
Обложка 6 номера журнала «А — Я» (1984)
Задняя обложка 6 номера журнала «А — Я» (1984). Работа З. Гороховского из серии «Игра» (1983)
Задняя обложка 6 номера журнала «А — Я» (1984). Работа З. Гороховского из серии «Игра» (1983)
Публикация И. Шелковского в «Русской мысли» (2001)
Публикация И. Шелковского в «Русской мысли» (2001)
Обложка 7 номера журнала «А — Я» (1986)
Обложка 7 номера журнала «А — Я» (1986)
Обложка неизданной книги Варлама Шаламова
Обложка неизданной книги Варлама Шаламова
Указ о возвращении гражданства ряду бывших советских граждан, в том числе И. Шелковскому (1990)
Указ о возвращении гражданства ряду бывших советских граждан, в том числе И. Шелковскому (1990)
Задняя обложка 7 номера журнала «А — Я» (1986). Работа В. Сысоева «Адам и Ева» (1982)
Задняя обложка 7 номера журнала «А — Я» (1986). Работа В. Сысоева «Адам и Ева» (1982)

Четвертая беседа с Игорем Шелковским полностью посвящена истории журнала «А — Я», посвященного советскому подпольному искусству, который художник почти в одиночку издавал в Париже. У этого журнала была необычная редакция: половина ее (Шелковский) находилась в Париже, а вторая половина — в лице Александра Сидорова — в Москве. Это накладывало особенный отпечаток на работу, поскольку материалы из СССР было очень непросто передавать через границу. Другая проблема заключалась в том, как передать номера журнала обратно — в СССР. Наконец, Шелковскому приходилось искать деньги у разных спонсоров, одним из которых была муза Аристида Майоля Дина Верни, и самостоятельно выполнять все работы по верстке и подготовке журнала к печати. Но несмотря на трудности «А — Я» стал пользоваться популярностью, превратившись в авторитетный источник информации о жизни советского андерграунда.

Параллельно с историей создания журнала мы узнаем о людях, с которыми сталкивался художник в эмиграции. Например, помощь в издании журнала Шелковскому оказывали Андрей Синявский и его жена Мария Розанова, у которых был собственный печатный станок. Художник рассказывает подробности о жизни Синявского и его отношениях с окружающими.

Когда началась перестройка, журнал «А — Я» прекратил свое существование, поскольку Шелковский решил, что необходимость в таком журнале отпала.


Аннотация

Переезд в Париж из Вены. Начало работы над созданием журнала «А—Я».

Первые месяцы жизни в Париже. Первые заработки, первая квартира. Собственная мастерская. Публикация журнала «А—Я». Особенности внутриредакционной переписки с СССР. Возможная связь журнала с советскими спецслужбами. Роль КГБ в жизни советских художников. Поиски денег на издание новых выпусков журнала «А—Я».

Работа над журналом «Трибуна». Воспоминания о В. Синявском и М. Розановой. Отношения с Э. Лимоновым.

Воспоминания о В. Слепяне. Финансирование журнала «А—Я». Сотрудничество и отношения с Александром Сидоровым. Отношения с художниками — современниками. Причины закрытия журнала. Выставки, организованные Шелковским.

1067
Беседа записана 10 апреля 2013 и опубликована 19 августа 2015